Субботняя зачистка на Центральном стадионе
26 апреля 2005 года
Начальник отдела охраны общественного порядка Вахитовского РУВД свое отношение к задержанию сформулировал мне предельно кратко: "Мы имеем право на административное задержание до трех часов хотя бы даже для выяснения личностей". Но у многих задержанных были при себе документы. И как минимум двое (хотя их наверняка было больше) - 16-летние Стас и Григорий были задержаны более чем на три часа: после первого тайма (в 16.50) они пошли в туалет, а вернуться на трибуну уже не смогли. До конца игры мальчики просидели в милицейской "буханке", а потом вместе со всеми были доставлены в милицию. Отпустили их только в девятом часу (20.20).
Виноваты болельщики оказались, похоже, потому, что их угораздило купить билеты на восточную трибуну, которая, как выяснилось, еще до начала игры была обречена на "зачистку".
Задолго до окончания футбольного матча милиция перекрыла все выходы из одного из секторов восточной трибуны, а когда прозвучал финальный свисток, всех, кто был в этом секторе, бесцеремонно затолкали в заранее подогнанные автобусы и доставили в ближайший отдел милиции. "Обезьянник" уже был полон бомжеватыми мужиками, и футбольным болельщикам снисходительно разрешили находиться в "предобезьяннике". На небольшом пространстве оказались более полусотни человек. В автобусах в час пик и то просторнее. Когда у здания милиции на улице Япеева стали собираться родители и родственники задержанных, руководство отделения милиции "догадалось" перевести болельщиков из "предобезьянника" в более просторный зал совещаний. Но до этого двум девушкам стало плохо: у одной обострилась астма, у второй стало плохо с сердцем. Подъехавшая "скорая" оказала им первую помощь, но видя, в каких условиях содержатся малолетние "правонарушители", медики предусмотрительно остались.
Никакой общественной опасности эти болельщики не представляли. Наглядным доказательством этого может служить то, как их водили в соседнее здание для фотографирования с последующим занесением в милицейскую базу данных. Выглядело это так. Впереди шел милиционер, за ним, понуро опустив головы и сцепив руки за спинами, брели 6 - 7 подростков. Никому из них и в голову не пришло броситься врассыпную. Они беспрекословно выполняли то, что им велели взрослые. Тем более с погонами на плечах.
Футбольная зачистка готовилась не только тщательно, но и в условиях строжайшей секретности. Руководство МВД республики узнало о захвате болельщиков от журналистов. По крайней мере, дежурный по МВД даже тогда, когда подростки уже полчаса находились в здании Вахитовского РУВД, ничего не знал о задержанных, хотя одномоментное задержание более пятидесяти человек - это ЧП, свидетельствующее, как минимум, о массовых беспорядках. Доклад об этом (по всем внутренним документам МВД) должен незамедлительно идти по всем каналам вплоть до министра внутренних дел. Но не пошел. Потому что никаких массовых беспорядков на восточной трибуне стадиона 23 апреля не было.
Тот, кто дал приказ на захват болельщиков, даже не думал о том, чтобы как-то легитимизировать свое самоуправство, повлекшее за собой целый букет нарушений закона со стороны тех, кто обязан стоять на страже этого самого закона.
Один из рядовых сотрудников пытался объяснить действия милиции тем, что некоторые болельщики на восточной трибуне выкрикивали речевки, "содержащие ненормативную лексику". Уже за одно это "мы имели полное право задержать правонарушителей". Между тем статья 239 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает, что задержание и доставление в милицию применяется исключительно в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие методы воздействия. Или для установления личности, когда не представляется возможным сделать это непосредственно на месте правонарушения. Кто-нибудь подошел к тем, кто якобы выкрикивал матерные речевки? Нет, не подходил. Кто-нибудь потребовал предъявить документы, у кого они были? Нет, не потребовал, сразу - в автобус и в милицию.
Согласно КоАП при задержании несовершеннолетних милиция обязана оповестить родителей, где находятся их дети. Выполнили это требование закона? Даже и не подумали. Более того, когда подростки просили разрешения позвонить домой, им отказали. Хорошо, что некоторые из них предусмотрительно припрятали мобильные телефоны и смогли сообщить "на волю", что их закрыли в кутузку.
Когда подростков вели в соседнее здание, родители кричали им: "Требуйте адвокатов!". Они потребовали. КоАП регламентирует: "О заявленном требовании задержанных немедленно сообщается прокурору". Сообщили? Сомневаюсь (если уж дежурному по МВД не доложили, то о прокуратуре и говорить не стоит).
"Рубин" с "Ростовом" сыграли вничью - 1:1. А казанская милиция, видимо, записала в свой актив сокрушительную победу над болельщиками. Очередную. 24 августа прошлого года после игры в рамках Кубка УЕФА казанского клуба с грандом европейского футбола "Рапидом" тоже были задержаны болельщики. Около ста человек.
Задержанию предшествовало полуторачасовое блокирование 4-го и 5-го секторов стадиона, откуда никого не выпускали, пока не прибыли дополнительные силы милиции и началась фильтрация. Справедливости ради надо сказать, что именно на этих трибунах несколько особо эмоциональных болельщиков, раздосадованных тремя безответными голами в ворота любимой команды, зажгли флаеры. Но милиция даже не пыталась выявить тех, кто это сделал. Хотя, учитывая, что сотрудники МВД на всех играх "Рубина" ведут беспрерывные видеосъемки трибун, это было не так уж и трудно сделать. А "фильтрационный коридор" был образован только для того, чтобы загрузить в автобусы 16 - 20-летних парней. Детей, взрослых и девушек отпустили.
Прошел почти год. На этот раз уже не "фильтровали", брали всех подряд. Чего ждать от казанской милиции в следующий раз? Лихого куража, как в башкирском Благовещенске?
В понедельник несколько родителей обратились в республиканскую прокуратуру с требованием дать правовую оценку действиям милиции. Я разговаривал со многими задержанными и отпущенными "правонарушителями" и их родителями. Отец 15-летней Айзили рассказал, что его дочка впервые пошла на игру "Рубина". Домой попала около девяти часов вечера, с дрожащими руками, на грани нервного срыва. Вызвали "скорую". Врачи зафиксировали у девочки не только стрессовое состояние, но и гематому от ушиба в районе позвоночника. Выяснилось, что, когда детей запихивали в автобус, один из стражей порядка, поторапливая, подтолкнул ее в спину ручной рацией. Но, видимо, забыв, что имеет дело не с матерым уголовником, а с ребенком, не рассчитал силу толчка.
В последнем выпуске телепередачи "Времена" председатель комитета Госдумы по безопасности, бывший замминистра внутренних дел России Владимир Васильев, размышляя о том, почему население плохо относится к милиции, сказал: "... Я думаю, мы сейчас пожинаем плоды вот этих масок, плоды вот этого налета: сначала положить, а потом разбираться, у кого какие документы".
P.S. Всех задержанных сфотографировали в профиль и анфас и занесли в милицейскую базу данных. Теперь, если когда-нибудь кому-то из болельщиков потребуется справка из правоохранительных органов об отсутствии "приводов в милицию", получить этот документ они едва ли смогут. Только потому, что 23 апреля сходили на футбол.
Ирек МУРТАЗИН, "Вечерняя Казань"